Африканское искусство: боги, предки, жизнь
КУПИТЬ БИЛЕТВыставка представляет коллекцию из более 1000 артефактов африканского искусства, которую начиная с 1980-х годов почти 30 лет собирал ленинградско-нью-йоркский художник и скульптор Михаил Звягин. Теперь она находится в собрании музея «ЗИЛАРТ».
Это огромный корпус произведений искусства разных народов, ареалов и цивилизаций Западной и Центральной Африки, среди которых есть бронзовые и терракотовые изваяния средневековых правителей Нигерии и Великого Бенина, «африканские мадонны» малийского народа бамбара, «кубистические» и «фовистические» маски кифвебе конголезских народов луба и сонге, ощетинившиеся гвоздями фетиши народа баконго, прикладное придворное искусство королевств Экваториальной Африки и многое другое.
Автор экспозиции, архитектор и художник Евгений Асс, задумал её как карту, где у каждого архетипического мотива есть своя территория — остров. Каждый из них «населен» артефактами разного этнического происхождения из нескольких историко-культурных регионов континента.
Островов одиннадцать, они посвящены предкам, тайным обществам, обрядам посвящения, благоденствию, магии, животным, плодородию, оружию, власти, красивой жизни и поминовению.
Столь объемной экспозиции искусства африканского континента в российских художественных музеях долго не было. Настоящая экспозиция — первый подобный опыт, она будет продолжительной и будет обновляться.
Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве
КУПИТЬ БИЛЕТВыставка, расположенная на двух этажах музея, объединяет работы ведущих художников и скульпторов Москвы и Санкт-Петербурга XX–XXI веков, выстраивает между произведениями диалог и подчеркивает порой неочевидные связи. Она познакомит посетителей с до сих пор обойдённой вниманием петербургской монументальной и жанровой скульптурой второй половины XX века, которая занимает важное место в собрании музея.
Среди авторов — петербургские и московские скульпторы нескольких поколений Михаил Аникушин, Любовь Холина и Александр Игнатьев, Михаил Ершов, Евгений Ротанов, Роберт Лотош, Дмитрий Каминкер. Скульптуры и инсталляции Аллы Урбан и Кирилла Александрова, а также костюмы-объекты Сергея Чернова, многолетнего художника «Поп-механики» Сергея Курехина, будут показаны в диалоге с живописью «шестидесятников» — Эрика Булатова, Олега Васильева, Юрия Злотникова, Семёна Файбисовича, Элия Белютина.
Автор экспозиции — архитектор и художник Юрий Аввакумов.
«DIES ILLA» Гриша Брускин
КУПИТЬ БИЛЕТГриша Брускин - художник, завоевавший международную известность ещё в эпоху «неофициального искусства». В 1988 году на первом легендарном московском аукционе Sotheby’s его «Фундаментальный лексикон» привлек всеобщее внимание не только рекордной суммой, за которую был продан, но и значимостью высказывания.
Для российского павильона на 57-й Венецианской биеннале в 2017 году Брускин создал проект «Смена декораций», в котором уже полностью разработана фирменная брускинская визуальность – пропущенная сквозь фильтр авторского воображения избранная иконография: тотемы, символы власти и насилия, изображения воинов, жертв, миграций человеческих потоков.
Инсталляция Dies Illa, созданная Гришей Брускиным специально для музея, включает некоторые мотивы «Смены декораций» и проекта 2023 года «Великое Завтра», завершая постепенно сложившуюся трилогию. Название идёт от «Dies irae, dies illa», что в переводе с латыни означает «Этот день, день гнева», то есть «День Страшного суда» – начала католических церковных гимнов и многих классических реквиемов.
В этой работе Брускин сочетает пространственную драматургию со сценической, использует выразительные средства театра теней, театра марионеток, видеопроекцию. Он видит инсталляцию как посредника-медиума – синтезирующего, вбирающего в себя не только объект и ассамбляж, но и самих зрителей.
Архитектура выставки – Игорь Чиркин.
«Самосвал» Вим Дельвуа
На площади перед входом в музей стоит «Самосвал» (Dump Truck) — скульптура в натуральную величину из кортеновской стали, выполненная в готическом стиле, авторства бельгийского художника Вима Дельвуа, одного из самых ярких нео-концептуалистов современности.
Самосвал иронично отсылает к процессу строительства квартала Зиларт и к индустриальному прошлому ЗИЛа, где машины и промдизайн всегда были частью истории района.
Вим Дельвуа прославился серией индустриальных объектов, превращенных в фантазийные готические конструкции: от бетономешалок и бульдозеров до самосвалов и другого строительного транспорта. Эти работы, совмещающие промдизайн и архитектурный орнамент, стали знаковыми для современного искусства.
Работы Дельвуа хранятся в крупнейших музеях мира и экспонировались на Венецианской биеннале и Documenta IX в Касселе. Скульптура «Самосвал» - одно из произведений из собрания музея и «первая ласточка» его будущей паблик-арт программы.
Коллекция Зиларт
2 декабря в музейном магазине «ЗИЛАРТ» откроется выставка, посвященная истории местности, на которой в последние годы возводится новый квартал. Фотографии, архивные документы, а также актуальные исследования и современные дизайнерские объекты, выстраиваются в линейную экспозицию, демонстрирующую динамичную жизнь района. Когда-то на территории, застроенной изящными современными зданиями, в квартале, сердцем которого является музей, располагались леса и сады. К концу XIV-ого века тут был основан Симонов монастырь. Полные дичи окрестности монастыря начали активно использоваться первыми Романовыми для охоты. В пруду Симонова монастыря оборвалась жизнь бедной Лизы из одноименной повести Н.М. Карамзина.
Накануне революции здесь появился автозавод, выросший за несколько десятилетий до промышленного гиганта — Завода имени Лихачева, производившего легендарные автомобили на протяжении целого века. Завод стал очень плотно ассоциироваться с пространством: облик промышленной зоны, серость и дым заводских труб. После того, как он начал приходить в упадок, было принято решение построить на его месте современный квартал. Архитекторы осознали, как высоко поставлена планка их проектов, и стали строить Зиларт — ЗИЛ+Арт.
Создатели экспозиции постарались найти в прошлом этого района нечто знакомое, отыскать в наборе фактов и образов ритмичные пересечения: артефакты и уже минувшие нарративы соединяются с яркими образами, актуальной культурой и приобретают современное звучание.